22 апреля 2021 года я была в Московском драматическом Новом театре на премьере спектакля “Чужие подъезды” по одноименной повести Дины Рубиной. Режиссер постановщик и художественный руководитель театра заслуженный деятель искусств России Вячеслав Долгачев. В заметке я расскажу об идее спектакля и его постановке, не затронув сюжетную линию, поделюсь своими эмоциями и размышлениями, расскажу об актерском составе, оставлю свой отзыв, расскажу об отзывах других людей.
Об авторе повести “Чужие подъезды” Дине Рубиной: биография, творческий путь
Поскольку я ничего не знала об авторе повести Дине Рубиной (я думаю, что я не одна такая), то решила почитать ее биографию и творческий путь, чтобы коротенько рассказать о ней тем моим читателям, которые, как и я, впервые о ней услышали.
Дина родилась в 53-м году в семье художника и учительницы истории, в Ташкенте, где оказались ее родители во время эвакуации. Она закончила музыкальную школу, а затем консерваторию по классу фортепиано, позже преподавала в институте Культуры. Как она сама пишет, что от первого несчастливого брака у нее сын, а от второго счастливого - дочь.
В юности она была веселой девчонкой, постоянно шутила и её первый ироничный небольшой рассказ был опубликован в журнале “Юность”, когда ей было шестнадцать лет. Впоследствии в отделе прозы этого журнала печатали её небольшие рассказы до самого отъезда из Советского Союза в Израиль.
Первая пьеса, написанная для театра Музыкальной Комедии называлась “Чудесная дойра” - это такой музыкальный инструмент в виде бубна. Пьеса с успехом шла долгое время на сцене этого театра.
Дина писала прозу, и, как сама она говорит, что “проза писателей с ярко выраженной авторской интонацией не поддается переносу на сцену и экран”. И тем не менее по ее произведениям было снято восемь фильмов. Дина - человек удивительной работоспособности - она написала огромное количество произведений: романы, повести и рассказы, эссе, за что получила 6 литературных наград.
Постановка спектакля
Сама Дина считает, что невозможно поставить её прозу на сцене или на экране, потому что практически невозможно показать все интонации автора, эмоции героев и, наверняка, в самой повести практически нет прямой речи. Но Вячеслав Долгачёв нашёл оригинальное решение постановки спектакля, когда каждый герой размышляет вслух, рассказывает сам о себе, выражая свои эмоции - к такому жанру быстро привыкаешь.
Декорации очень простые - многоэтажные дома на улице большого города, во дворе песочница, а неподалёку играет оркестр дворовых музыкантов, чья музыка органично вписывается в действия. Декорации лишь подчеркивают место нахождения происходящих в спектакле событий и не отвлекают от главной темы.
Спектакль с одним антрактом, продолжительностью 2 час 10 минут.
Идея спектакля, режиссер Вячеслав Долгачев
Наверно правильнее было бы написать “идея повести, по которой поставлен спектакль” - кажется, что эта совершенно простая история, которая происходила или могла бы произойти в молодости. А на самом деле показано, как совсем небольшой, незначительный шаг может в корне изменить вашу жизнь. Когда мы молоды мы думаем, что уж свое-то судьбоносное событие я никогда не пропущу. Нам кажется, что оно будет яркое, заметное, что мы его обязательно узнаем, А если что-то пойдет не так, то будет время исправить.
Но оказывается, что самое “судьбоносное событие”, которое повлияет на всю вашу жизнь будет тихое, незаметное, обыкновенное. Например, не подумав сказанное слово, а по прошествии времени вы даже толком объяснить не сможете почему так произошло, как в спектакле отец не смог объяснить сыну, почему они разошлись с его матерью.
Да и сам главный герой до конца не осознал, что из-за юношеской бесшабашности и неосознанности его жизнь остановилась, опустошилась и зациклилась, как заезженная пластинка.
Если мы сразу не понимаем, что движемся не туда, то жизнь нам даёт второй шанс, но при этом подсказывает так жёстко, чтобы дошло до нас наверняка: и этот шанс главный герой получил. Он не вернулся в исходную точку - этого сделать невозможно, да и не нужно, но произошло колоссальное переосмысление себя, как личности и всех аспектов своей жизни.
В конце спектакля все артисты исполняют песню, лейтмотив которой “жизнь - это рок-н-ролл”. А ведь для того, чтобы станцевать настоящий рок-н-ролл, все движения нужно выполнять четко и очень осознанно, без ошибок, тогда вы станцуете свою жизнь красиво.
Актеры спектакля “Чужие подъезды”
- Илья, журналист — Борис ШИЛЬМАНСКИЙ
- Валентина, его мать, учитель истории — Ирина МАНУЙЛОВА
- Семён, изобретатель, его отец — Сергей МОИСЕЕВ
- Бабаня — Татьяна КОНДУКТОРОВА
- Егор, старый друг, главный редактор газеты — Алексей КРАСОВСКИЙ, (Иван ХОДИМЧУК)
- Наташа, прошлая любовь Ильи — Екатерина ДЕМАКОВА
- Муж Наташи — Николай РАЗУМЕНКО
- Леночка, практикантка — Наталья ГРИШАГИНА
- Милиционер — Иван ХОДИМЧУК, (Алексей КРАСОВСКИЙ)
- Вероника, Ляля — Екатерина КОББА, Наталья МЕХИЯ
- Илья, сын Наташи — Мирослав СУДАКОВ
- Уличный музыкант — Дмитрий СВЕТУС
В спектакле принимает участие группа “ПРАЙД” в составе:
Лидер-гитара — Николай Архиреев
Бас-гитара — Максим Макеев
Барабаны — Игорь Бурлаков
Отзывы о спектакле и мои впечатления
Спектакль “Чужие подъезды” мне понравился - в простоте сюжета таится огромный глубинный смысл, посмотрела с удовольствием. Актёры играют очень естественно, открыто выражая свои эмоции, размышляя вслух. Наблюдая со стороны ты сливаешься эмоционально с героями спектакля, проникаешься их чувствами, погружаешься в их атмосферу - это значит, что постановка удалась.
Отзывы о спектакле, как всегда, разные, но в основном положительные, развернутые, причем многие зрители читали и перечитывали повесть “Чужие подъезды”, они хорошо знают творчество автора. Но есть и совершенно противоположные отзывы, такого плана, что сюжет слишком простой, но ведь вся наша жизнь состоит из таких простых сюжетов, где каждый миг мы делаем выбор в ту или иную сторону, а по прошествии времени понимаем насколько удачно или неудачно был сделан этот выбор.
Я шла домой под сильным впечатлением и вспоминала свой маленький шажок, который в корне изменил мой жизненный путь, и если бы в тот далекий 1970 год я бы его не совершила, то жалела бы об этом всю жизнь.
Кстати, если вы идете в театр вдвоём, то смотрите этот спектакль, не отвлекаясь на разговоры во время действия, погрузитесь в происходящее, тогда у вас могут произойти озарения каких-то недоработок и лихих поворотов в собственной жизни с возможностью их изменения.
Желаю приятного просмотра спектакля “Чужие подъезды” в Московском Новом Драматическом театре на Ярославском шоссе.
В комментариях поделитесь своими впечатлениями от спектакля или других постановок по произведениям Дины Рубиной. Расскажите о её произведениях и своих впечатлениях о них.
Не забудьте поделиться заметкой в соцсетях с друзьями.
Оставить комментарий