Бывалый турист и заядлый рыбак начинает подготовку к водному походу по рекам Полярного Урала, и в этой заметки он расскажет о видах плавсредств для прохождения маршрутов по горным и равнинным рекам, как выбрать плавсредства, а самое главное - он поделится своим личным опытом их использования, расскажет о преимуществах и недостатках, порекомендует оптимальные варианты существующих плавсредств
Виды плавсредств
Независимо от того по каким рекам у вас намечен маршрут - горным или равнинным, проходить его можно на любых плавсредствах, о которых я расскажу, выбор за вами. Оговорю сразу, что неразборные пластиковые байдарки, в основном одноместные (каяки) предназначены для спортивных соревнований по гребле - для туристических походов они не подходят. Разборные пластиковые байдарки (тюнинговые каяки), по моему мнению, тоже неудобны для длительных водных походов - для них подходят каркасные и каркасно-надувные лодки (байдарки).
Мы начинали водный туризм с использованием байдарок в далёком 1975 году
Водный туризм с использованием байдарок
Туристическая байдарка - это узкая длинная лодка, состоящая из жесткого каркаса, обтянутая оболочкой - материалы каркаса и оболочки меняются в соответствии с новыми технологиями, но общая конструкция остается прежней. Туристическая байдарка бывает одноместная, двухместная и трехместная, управляется байдарка двухлопастными веслами
В 70-80х годах наша группа ходила на байдарках “Салют-3” и “Таймень-3”.
Плюс водного туризма с использованием байдарок состоит в том, что на них вы можете идти в любом составе, даже в одиночку, а на равнинных реках проходить без труда узкие места и протоки.
Главный минус - это большой вес байдарки и объем - каркасная байдарка состоит из двух упаковок (каркас, оболочка), а ведь в поход берется много снаряжения, вещей и продуктов, поэтому приходилось отказываться от многих вещей, например от части продуктов, снастей для ловли рыбы.
Наша группа из Москвы ехала на Полярный Урал в поезде несколько суток, мы брали полное купе, а то и два купе, то есть 4 байдарки - это 8 больших упаковок, которые надо было разместить, и приходилось их ставить в проходе купе
Вес | Грузоподъёмность |
---|---|
40 - 45 кг весит одна подготовленная байдарка | 200 - 250 кг |
40 кг весит надувной катамаран | 500 - 700 кг |
Был такой случай, когда при сплаве по горной реке Танью мы встретили группу, у которой в пороге байдарка сломалась (каркас завязался узлом) - они были вынуждены прервать поход и вернуться домой, а если бы они сплавлялись на катамаране и он пробился о камень, что бывает крайне редко (у нас такого случая не было), то его можно было бы склеить и поход продолжился бы.
Учитывая все эти факторы, я отказался от байдарки и перешёл на надувной катамаран
Надувной катамаран
Состоит из двух надувных гондол, изготовленных из специальной водонепроницаемой ткани, скрепленных между собой рамой, изготовленной из дерева или легкого металла (дюралюминия). Катамараны бывают двух-четырехместные, реже шести - восьмиместные, где гребцы располагаются на гондолах поровну с обеих сторон. На надувном катамаране проходить бурные порожистые реки удобнее и безопаснее
Впервые я задумался о замене байдарок на катамаран в 1981 году, когда спускаясь по реке в озеро Варчато мы увидели, что там начинается шторм, но нам необходимо было продолжать проходить маршрут; тогда мы решили пристать к берегу и связать байдарки вместе - получился катамаран, на котором мы не без труда, но прошли по озеру во время шторма, что на байдарках сделать было бы рискованно
Наша группа начала ходить на надувном катамаране с 2004 года, который я приобрел за 1000 долларов или 30 тысяч рублей - для этого времени это было очень дорого, но оно того стоило. Катамаран называется “Синегорье”, изготовлен в Беларуси - он был один из первых катамаранов, сделанных на производстве, потому что до этого, если какие-то группы и ходили на катамаранах, то на самодельных.
Катамаран “Синегорье” состоит из двух гондол, и дюралюминиевого каркаса; каждая гондола состоит из надувной камеры с покрышкой, которые мы просушиваем после похода и посыпаем тальком внутреннюю и наружную части камеры, а перед каждым походом мы обязательно надуваем камеры и проверяем их на герметичность.
Дюралюминиевый каркас, состоящий из 4 продольных трубок и 8 поперечных, диаметром 40 мм мы заменили деревянными березовыми жердями аналогичных размеров, поскольку трубы имеют гладкую поверхность, поэтому прочно затянуть их веревкой и закрепить на катамаране не удавалось. Жерди делаем из берёзы, очищенной от коры и обожженной на огне при подготовке к походу, чтобы не заниматься поиском жердей по прибытию на место, потому что в заполярье деревьев почти нет и рубить их - это самое настоящее варварство.
Перед спуском на воду гондолы надуваем помпой и крепко связываем с деревянным креплением веревкой, на которое натягиваем сетку - сюда складываем наше снаряжение и провиант
В предыдущей статье я рассказывал, что походы по горным рекам мы осуществляем с заброской, чтобы побольше было времени для рыбалки и отдыха, поэтому когда мы спускаемся по течению реки, то веслами лишь направляем катамаран, чтобы оставаться в русле реки и пройти пороги.
Но, когда мы идём по стоячей воде озера, то здесь необходима слаженная гребля команды, особенно, если быстро портится погода, что в этих местах не редкость, поэтому был приобретен мотор, который нам очень помогал при возвращении домой проходить огромные расстояния озер и низовья рек
Итоги и основные выводы
В этой заметке я описал плавсредства для водного туризма, где показал:
- Байдарки лучше использовать на озёрах, равнинных реках, в узких протоках.
Очень большой недостаток байдарки - это объём и вес из-за которых приходится отказываться от многих вещей, улучшающих прохождение маршрута и отдыха. Опять же, всё зависит от варианта заброски на место начала сплава - если вас забрасывает транспорт, на который можно погрузить неограниченное количество походного обмундирования вместе с группой, то беспокоится не о чем;
- Катамаран весит, как одна байдарка, а грузоподъёмность его почти в три раза больше, а также катамаран очень удобен для прохождения маршрута по горным, порожистым рекам, но есть недостаток - группа должна быть не менее четырёх человек.
Надеюсь, что моя заметка вам поможет при выборе плавсредств для прохождения маршрута.
В комментариях напишите всё ли было понятно для выбора плавсредств, задавайте вопросы, отвечу на все.
Удачи!
Заметку записала и оформила Ольга Булычева
Оставить комментарий